Храм Спаса Нерукотворного, п. Кр. Горбатка Нравственно-патриотический центр во имя благоверного князя Дмитрия Донского  

 
 

Сочинение по сектоведению.
Понимание Церкви протестантскими сектами

 

Учащийся-заочник I-го курса
Московской Духовной Академии
Священник Артемий Студентов

Содержание

Вступление

Основная часть

1. Понимание Церкви протестантскими сектами

2. Разбор основных положений сектантов

Заключение

Список использованной литературы

 
Вступление.

Когда человек начинает "искать" Бога, он обращается к Священному Писанию, которое указывает на путь спасения. Однако на этот путь человек становится только тогда, когда является членом Церкви Христовой. Поэтому вопрос об истинности Церкви становится крайне важным в деле спасения человека. Каждая ересь имеет свою собственную "духовность", свой особый характерный подход к практике религиозной жизни и своё понимание Церкви. Православная Церковь даёт твёрдый отпор натиску сект, искажающих учение о Церкви, основываясь на Священном Писании и учении святых Отцов, но нам необходимо всесторонне рассмотреть доводы сектантов и православный взгляд, чтобы самим не оказаться вне Царства Небесного.

В учении протестантских сект о Церкви можно выделить следующие пункты:

1) Церковью является собрание верующих, независимо от их количества (даже 2-3 человека), верующих в Иисуса Христа, участвующих в молитвенных собраниях и преломлении хлеба;

2) в Церкви не существует отдельной от мирян богоустановленной иерархии, все члены религиозной группы имеют равные права и каждый может выполнять обязанности пастора и проповедника;

3) существует идея об отступлении Церкви и о восстановлении Церкви;

4) истинная Церковь должна быть гонима;

5) в истинной Церкви, у её членов общее имущество;

6) истинная Церковь имеет среди своих членов людей, обладающих даром пророчества;

7) истинность Церкви зависит от нравственной чистоты её членов и руководителей.

Теперь подробно рассмотрим доводы сектантов.

Основная часть.
1. Понимание Церкви протестантскими сектами.

Сектанты протестантских толков под Церковью понимают Тело Христово, которое есть собрание учеников Христа (к примеру Церковь Христа и "Бостон-ское движение") или верующих в Него (в понимании баптистов). Церковью яв-ляется всякое собрание верующих, независимо от их количества, даже несколь-ко человек представляют собой "церковь" (Мф.18,19-20), или иначе соединение учеников Христовых, устроенное по Слову Божию. "Обязанность всякого веру-ющего, обратившегося к Господу, есть та, чтобы ему не оставаться одному, но соединяться с другими учениками Господними, как с членами одного тела, как с живыми камнями одного дома Божия для взаимного назидания, утешения, вспомоществования на пути спасения, чтобы пребывать в учении апостолов, в общении, в преломлении хлеба и в молитве. Такое соединение учеников Хрис- товых, устроенное по слову Божию, есть христианская Церковь. Неизменным постановлением и правилом Церкви пребывает Новый Завет" (4, стр.116). Признаком пребывания в Церкви является, во-первых, участие в преломле- нии хлеба и в молитвенных собраниях секты, во-вторых, во взаимном товариществе между членами секты .

По учению протестантских сект все верующие, как народ святой, как цари и священники, равны между собой. Сектанты в качестве обоснования такого взгляда приводят следующие цитаты из Священного Писания: "Но вы - род из-бранный, царское священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возве- щать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет" (1 Пет. 2,9) и "И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему" (Откр.1,6). Основываясь на приведённых цитатах сектанты утверждают, что в Церкви не должно быть отдельных иереев, так как все верующие являются священниками. Поэтому иерархию, в том значении, в каком её понимает Православная Цер-ковь, у сектантов заменяют "старшие братья", носящие названия "пресвитеров" и "диаконов" (3, стр.79). Это миряне, уполномоченные сектантской общиной учить людей и совершать богослужение, но при этом остающиеся на равных правах с остальными членами общины, которые в свою очередь также могут пользоваться Священным Писанием, толковать его и учить других и "таким об- разом созидать свою веру и спасение" (4, стр.120). Назначение "пресвитеров" и "диаконов" сектантов не является рукоположением, это передача назначае- мому на должность пастора тех обязанностей, которые принадлежат всей об- щине и каждому члену этой общины в отдельности. "Церковь (то есть община сектантов) избирает из числа своих членов пресвитеров, учителей и служителей, которые посредством посвящения облекаются саном. Под посвящением мы (то есть сектанты) разумеем обычай, которому учит нас Священное Писание и который состоит в том, что избранные общиной для служения лица, пресвите- рами этой или другой общины, при возложении рук и молитве, отделяются от дел их звания" - так гласит письменное изложение вероучения штундистов (4, стр.121).

Таким образом, протестантские секты отвергают иерархию в смысле бого- установленного института, которому непосредственно от апостолов передаётся сверхъестественная благодать священства.

Одна из главных идей протестантских сект - идея об отступлении Церкви, "выразившемся в отходе от истинного учения и падении нравственности хрис- тиан после первых столетий существования Церкви и последующем её восста- новлении" (2, стр.49). По мнению сектантов истинная Церковь должна быть го-нима, подобно тому, как была подвергнута преследованиям древняя Церковь (3, стр.80). Этим аргументом пользовались баптисты в России как до револю- ции 1917 года, так и после неё. При этом они ссылаются на послание апостола Павла к Тимофею: "Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3,12).

Надо отметить, что в современных протестантских деноминациях преоб- ладает мнение, что Церковь была восстановлена в недавнее время, а это озна- чает, что предыдущие общины не были восстановленной Церковью в полной мере. Так, например, Международная Церковь Христа считает, что предшест- вовавшие ей деноминации хотя и были близки к восстановлению в рамках сво- их общин Церкви, основанной Христом, однако не выявили главного принци- па Церкви - учения о наставничестве и ученичестве. По мнению последовате- лей Церкви Христа, протестантские общины вследствие отсутствия наставни- чества "выродились в традиционализм, где присутствуют либеральные взгля- ды на христианское учение и нравственность, и ими потеряно или вернее не восстановлено понимание того, что каждый христианин должен стать учени- ком Христа" (2, стр.49-50). Также они считают, что духовному разложению можно противодействовать лишь институтом наставничества. Под руководст- вом наставника каждый верующий может выработать правильное мнение о христианстве и христианской жизни. В свою очередь наставники сами дости- гают правильного понимания спасения путём исследования Священного Пи- сания и под руководством лидера, а уже накопленный ими опыт позволяет руководить другими при осуществлении ими евангельского идеала.

Ещё одним критерием истинности Церкви по мнению протестантских сект является общность имущества, которая имела место в древней Церкви, когда верующие приносили деньги от проданного имущества к ногам апостолов, а они распределяли их между всеми по мере надобности (Деян. 4,34-37). Не замечая этого в Православной и Римо-Католической Церквях, они не считают их истинными, потому что отступили от этих принципов (3, стр.82).

Следующий критерий - наличие в общине пророков. "В истинной Церкви должны быть пророки, как они были в Коринфской Церкви" (3, стр.83). Соглас- но воззрениям сектантов официальная Церковь лишена Господом пророков, со- ответственно, господствующая Церковь не является истинной. Следует отме- тить, что под даром пророчества протестантские деноминации понимают учи- тельство, которое в Международной Церкви Христа трансформировалось в доктрину наставничества. В сектантских общинах "всякий может учить друг друга вере и держать собрание, то есть толковать Священное Писание в молит- венных собраниях" (3, стр.84).

Последним критерием истинности Церкви по их мнению является соответствие её служителей тому образу, который был указан апостолом Павлом в 1 послании к Тимофею 3 гл. и в послании к Титу 1 гл. Таким образом у сектантов истинность Церкви зависит от нравственного состояния её членов и в первую очередь руководителей. Церковь или деноминация, члены которой не соответствуют такому образцу - не является истинной.

2. Разбор основных положений сектантов.

Как видно из изложенного материала, учение протестантских сект пол-ностью расходится с православным представлением о Церкви. Попытаемся по пунктам сделать разбор основных положений сектантов.

Следуя их логике, в мире может существовать много "церквей", так как верующие во Христа могут собираться в любых количествах и в различных местах. Однако при внимательном рассмотрении экклезиологических мест Священного Писания становится совершено ясно, что Господь наш Иисус Христос создал одну Церковь, а не Церкви. Так в Евангелии Господь говорит апостолам: " Я создам Церковь (а не Церкви) Мою, и врата ада не одолеют её" ( Мф. 16,18). Приводимая же сектантами цитата из Мф. 18,19-20 говорит не о Церкви, но о том, что Господь всегда пребывает с верующими в Него, то есть речь идёт не о создании Церкви, а о том, что Господь подаст просимое у Него Своим чадам, говорится о благости Божией.

Нельзя признать состоятельным и взгляд сектантов на равенство всех как священнослужителей. Приводимые ими ссылки (1 Пет. 2,9 и Откр.1,6; 5,10) не обосновывают их учение. Апостолы Пётр и Иоанн называют всех верующих священством в том смысле, что все верующие, будучи освящены в таинствах, могут священствовать Богу для себя, а не для других, "духовно принося ему в жертву живую и благоугодную молитву, прошения, благодарения, дух сокрушен, сокрушенное сердце и прочие добродетели ( Рим. 12,1; 2 Кор. 6,4-6; Евр. 13,15-16)" (3, стр.79). Что же касается церковной иерархии, то её установление мы находим и в Ветхом Завете. Так еврейский народ был народом избранным - Божиим, тем не менее для служения Богу в нём было избрано особое колено Левиино. Когда же против этого, Богом данного постановления, восстали Корей, Дафан и Авирон, как и сектанты утверждавшие, что "все святы", то их сразу постигло наказание от Бога (Числ. 16, 31-32). Право на совершение богослужения только коленом Левииным засвидетельствовано и в Новом Завете: " И никто сам собою не приемлет этой чести (то есть права совершать жертвоприношения), но призываемый Богом, как и Аарон" (Евр. 5,4).

О том, что ещё во времена апостолов не все обладали одинаковыми дарами Святого Духа, сообщает книга Деяний Апостолов. Там говорится, что апостолы, узнав, что Филипп крестил многих в Самарии, послали к ним Петра и Иоанна, чтобы через них новопросвещённые приняли Духа Святого (Деян. 8,14-17). То есть Филипп не имел одинаковой власти с Петром и Иоанном.

О существовании иерархии во времена апостолов свидетельствует

Климент Александрийский (IV в.), сообщая, что апостол Иаков, брат Господень по плоти, один из числа 70-ти, был поставлен во епископа от Господа и апостолов (4, стр. 139). Священное Писание содержит некоторые указания, отчасти подтверждающие это свидетельство. Так в книге Деяний сообщается, что апостол Пётр, будучи освобождён из темницы ангелом, направился прямо в дом Марка, где "рассказал им, как Господь вывел его из темницы и сказал: уведомьте о сём Иакова и братьев" (Деян. 12, 11-17). " Из этого факта видно, что апостол Пётр отличает Иакова перед прочими апостолами, бывшими тогда в Иерусалиме и даже самою Матерью Господа, жившею тогда в доме апостола Иоанна Богослова, которые, конечно, также принимали живое участие в судьбе апостола Петра. Но апостол поручает сообщить о своём освобождении именно Иакову, как предстоятелю и епископу Иерусалимской Церкви" (4, стр. 140).

Таким образом, все доводы сектантов относительно церковной иерархии, как возникшей вследствие отступления Христианской Церкви от апостольского идеала, являются необоснованными.

Идея об отступлении Церкви от истины, установленной Христом, и её последующем восстановлении является заблуждением. Эта доктрина в корне извращает свидетельство Священного Писания о том, что Церковь является "столпом и утверждением Истины" (1 Тим. 3,15), так как в ней до скончания века пребывает Святой Дух (Иоан. 14,26), Который по словам Христа будет научать и напоминать христианам всё, чему учил Спаситель ( Иоан. 15,26). Поэтому невозможно допустить, чтобы Церковь и её учение были повреждены или тем более разрушены, ведь даже "врата ада не одолеют её" (Мф. 16,18). "Поэтому не может быть и речи о восстановлении Церкви, поскольку невозможно восстановить то, что не прекращало своего существования" (2, стр. 50-51).

Нелепо выглядит довод сектантов о том, что истинная Церковь подвержена гонениям. Если они утверждают, что истина пребывала в Церкви до IV в., в эпоху гонений, но затем, отступив от истины, стала пользоваться миром и стала господствующей "Церковью - отступницей", то согласно их логике и сами они утратили истинность и уже не являются истинной Церковью. Ведь многие деноминации, почти что сразу, с момента своего возникновения, обрели мир и терпимость по отношению к ним. Это видно на примере баптистов, которые с XVII в., перебравшись в Северную Америку, пользовались свободой исповедания. Даже в современной России секты пользуются почти неограниченной свободой, проникая даже в школы, чем нарушают действующее законодательство. Другими словами и российские секты после 1991 года уже не являются членами истинной Церкви (точнее Церквей).

Если рассмотреть историю Древней Церкви, то мы увидим, что гонения на христиан не имели постоянного характера, Церковь могла пользоваться миром на протяжении не одного десятилетия. Известно, что перед гонением императора Декия Траяна (49-51 гг.) Церковь имела продолжительный мир, что даже сыграло свою негативную роль, так как многие христиане привыкли к благам мирного времени, что в результате одного из самых страшных гонений, пережитых Церковью, многие христиане отпали от веры. И если следовать логике сектантов, то получается, что и Древняя Церковь неоднократно "теряла" истину и вновь её "обретала" с началом очередного гонения.

Таким образом, может получиться, если следовать сектантской логике, что такой деструктивный культ, как к примеру "АУМ Синрикё", представлявший опасность для населения и отличившийся террористическим актом в токийском метро, является носителем истины, так как запрещён во всех странах мира.

Говоря об общности имущества всех членов Церкви, сектанты забывают, что Священное Писание не запрещает христианам владеть имуществом. Спаситель только "настойчиво советовал состоятельным людям уделять из своего имущества нуждающимся" (3, стр.83). То, что было возможно в рамках одной малой общины, каковой была первоначальная Церковь Иерусалимская, то невозможно для многочисленного христианского общества.

Разбирая возражения сектантов относительно пророков в Церкви можно задать вопрос: является ли пророчество необходимым признаком истинности Церкви? Пророчество - это дар Божий, по которому наделённые этим даром люди предсказывали будущее. Всякий раз, когда Господу нужно было открыть людям Свою волю, он воздвигал пророков. Пророчество - дар исключитель-ный, а не необходимый. О том, что отсутствие пророков не наносит ущерба Церкви свидетельствует Сам Христос: "Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? Тогда объявлю им: Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7, 22-23).

По учению апостола Павла имеющий дар пророчества, но не имеющий любви, ничто (1 Кор. 12, 29).

Нельзя согласиться с отождествлением некоторыми сектантами пророчества и учительства. Апостол Павел ясно различает дар пророчества от дара учительства, говоря: "Все ли пророки? Все ли учители?" (1 Кор. 12, 29). Поэтому в полной мере к сектантам, самовольно избирающих себе наставников, относятся слова апостола: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху" (2 Тим. 4, 3).

Суждение сектантов о испорченности некоторых членов Церкви, в том числе и духовенства, также не следует принимать во внимание при рассмотрении истинности Церкви. Священники - такие же люди, как и все остальные, со своими слабостями и недостатками, которые подлежат только суду Божию (1 Кор. 4, 3-5), поэтому верующие не должны смущаться этого и в предметах веры могут слушать и нравственно недостойных священнослужителей (Мф. 23, 3).

Наличие в Церкви нравственно недостойных христиан не может считаться поводом к отделению от неё и утверждению мнения относительно отпадения Церкви от Истины. Главой Церкви является Сам Господь Иисус Христос, из этого следует, что Церковь непогрешима, ибо по слову апостола "если корень свят, то и ветви" (Рим. 11, 16). Но такого совершенства возможно будет достичь только в будущей жизни, до этого же времени среди членов Церкви присутствуют и грешники. Сам Господь указывал на это в притчах, говоря о пшенице и плевелах (Мф. 13,24-30; 36-42), о неводе, извлекающем множество рыб (Мф. 13, 47-50) и т.д. В этих образах Он указывал на созданную Им Церковь. О недостойных членах Церкви также говорил и апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 12, 13-26). Грешники с самого начала Церкви присутствовали в ней, но это не умаляет её, вследствие присутствия в Церкви Святого Духа, обновляющего и освящающаго её членов. Таким образом, утверждение сектантов о восстановлении ими Церкви "следует воспринимать как заявление об образовании не имеющего исторического и благодатного преемства с Христовой Церковью сообщества, извращающего евангельское благовестие" (2, стр.51).

Заключение.

Внимательно рассмотрев аргументы сектантов, приводимых ими в защиту своего учения, своего понимания Церкви, становится очевидным, что эти аргументы не имеют веских оснований. Следует отметить, что во все времена каждое из возникающих религиозных течений (ереси и расколы) стремилось доказать, что именно оно является истинной Церковью, а не Православие. Поэтому первый удар еретики всегда стремились нанести по церковному зданию. Следовательно, крайне важным является защита истинности и богоустановленности Церкви для сохранения пасомых, так как по слову священномученика Киприана Карфагенского "вне Церкви нет спасения".

Список использованной литературы
  1. Новый Завет. Юбилейное издание, посвящённое 1000-летию крещения Руси. Франция, Тэзэ, б.г.
  2. Геласий (Михалин), иеромонах. История и основные положения вероучения секты "Московская Церковь Христа". Дипломная работа. Сергиев Посад, 2000.
  3. Недзельницкий Иоанн, священник. Штундизм, причины появления и разбор учения его. Спб, 1899.
  4. Оболенский П. П. Критический разбор вероисповедания русских сектантов - рационалистов: духоборцев, молокан и штундистов. Воронеж, 1898.

В начало страницы

На главную страницу Написать письмо Карта сайта

НАУЧНАЯ РАБОТА:

Отчет о работе НПО 2006 г.

Отчет о летнем лагере 2006 г.

Отчет о работе летнего лагеря 2007, 1 смена

Отчет о работе летнего лагеря 2007, 2 смена

Курс "Древнерусская живопись"

Программа кружка "Историческое краеведение"

Отношение христианства к греческой философии по воззрениям апологетов II века

Вокально-хоровое исполнительство как путь духовно-нравственного воспитания детей в воскресной школе

РЕФЕРАТ "Из истории храма Преображения Господня на погосте Спас-Железино"

Понимание Церкви протестантскими сектами

Детский нравственно-патриотический центр благочиния

     
Hosted by uCoz