Храм Спаса Нерукотворного, п. Кр. Горбатка Нравственно-патриотический центр во имя благоверного князя Дмитрия Донского  

 
 

ОБЛАСТНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОГРАММЕ "ОТЕЧЕСТВО"

РЕФЕРАТ
"Из истории храма Преображения Господня на погосте Спас-Железино"

 

Автор: Артемьева Надежда Юрьевна,
курсант НПО им. Дм. Донского
ЦВР п. Красная Горбатка

Научный руководитель:
Артемьева Людмила Александровна,
педагог-организатор краеведческой работы
высшей категории
МОУ ДОД "Центр внешкольной работы"
Селивановского района Владимирской области,
руководитель НПО имени Дмитрия Донского.

План

I. Введение

II. Основная часть

Глава 1. Древняя история храма в исторических источниках и преданиях

Глава 2. Строитель "Красного" храма и мученик за веру Христову П.И. Покровский

Глава 3. Протоиерей о. Василий Шунин - достойный продолжатель дела о. Петра

III. Заключение

IV. Список использованной литературы. Источники.

V. Приложение

 

 
Россия, Русь куда я не взгляну
За все твои страдания и битвы
Люблю твою Россия старину
Твои леса, погосты и молитвы
Н.Рубцов.

I. Введение.

В мае 2006 года исполнилось сто лет с начала строительства самого красивого храма в честь Преображения Господня на погосте Спас-Железино Селивановского района.

Эти места необыкновенно красивы, овеяны легендами. Первый раз я побывала там с родителями, бабушкой и дедушкой в 1999 году, когда мне было 7 лет. Уже тогда я услышала много интересного, но не думала, что когда-то буду изучать историю этих мест. Время шло, на погост мы продолжали ездить и постепенно собирали краеведческий материал: встречались со священником, который служит сейчас в храме Преображения, записывали воспоминания старожилов, прихожан, фотографировали. Работа особенно оживилась летом 2006 года, когда мы вместе с курсантами НПО имени Дмитрия Донского участвовали в экспедиции и изучали кладбище на погосте Спас-Железино по программе "Некрополь".

Мой научный руководитель, она же руководитель НПО им. Дмитрия Донского, Артемьева Людмила Александровна, 7 лет работает с членами краеведческого кружка над проектом "История церквей и приходов Селивановского района. Уже сейчас имеются исследования по четырем храмам нашего района. Это работы прошлых поколений кружковцев, которые были лауреатами и дипломантами областных краеведческих конференций а их исследования печатались в местной газете "Селивановский вестник" (см. приложение).

Настала моя очередь. Исследование истории храма Преображения Господня погоста Спас-Железино и судьбы его священников - это часть проекта.

В своей работе я остановлюсь на истории погоста Спас-Железино, строительстве ныне действующего храма и судьбе священников: Петра Ивановича Покровского и Василия Николаевича Шунина.

Эти священники дольше других служили на погосте в ХХ веке. П.И. Покровский - строитель "Красного" храма, просветитель, труженик и мученик за веру Христову, в 2007 году исполняется 70 лет со дня его мученической кончины. А В.Н. Шунин служил в самое тяжелое для церкви время, в 50-е-60-е годы ХХ века, но несмотря на это оставил о себе добрую память.

Для написания работы я использовала "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии" 1897 г. вып. 4. Это позволило мне исследовать древнюю историю погоста.

В 1906 г. - это начало строительства нового храма - и в 1913 г. - окончание строительства, появились статьи уроженцев погоста, выпускников Владимирской семинарии В.Н. Грацилевского и П.И. Вознесенского во "Владимирских епархиальных ведомостях" об истории и преданиях этих мест. Эти материалы имелись у моего руководителя.

В архиве администрации Селивановского района удалось найти "Материалы по делам религии за 1961-1966", позволившие увидеть отношение власти к церкви в эти годы; "Опись культурных ценностей с. Спас-Железино. 1985" дала представление об иконах, утвари, святынях храма, его архитектуре. Были использованы также статьи В.П. Покровского - внука П.И. Покровского в газете "Селивановский вестник" 2002, 2004 г.г., его же публикации в газете "Владимирский край" в 2003 г.

И, конечно, бесценны устные воспоминания людей, знавших этих священников, особенно З.А.Акифьевой (Шуниной), внучки о.Василия.

Цель моей работы, следуя семейной традиции, продолжить исследование истории церквей и приходов Селивановского района, в данном случае погоста Спас-Железино. При этом я должна решить следующие задачи:
1) провести поиск новой информации по теме;
2) найти людей, заинтересованных в этой работе;
3) проследить духовную связь прошлого, настоящего и будущего.

II. Основная часть.
Глава 1. Древняя история храма в исторических источниках и преданиях.

В этой главе я часто буду упоминать то храм, то погост, они неразрывно связаны. Так как в русском языке у слова погост разные значения, то здесь оно употребляется как небольшое, 3-4 дома, поселение, церковь и кладбище, а в конце XIX века еще и школа.

Вот что написано в "Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии" о погосте: "Погост Спас-Железино на реке Тетрух находится в 63 верстах от уездного и в 115 верстах от губернского города.

По местному преданию, церковь на этом погосте построена в первый раз во времена Ивана Грозного, но письменных свидетельств в пользу этого предания не существует.

Первые документальные сведения о церкви Железинского погоста имеются в писцовых книгах 1627-1630 гг. Муромского уезда, так как данный погост принадлежал Муромскому уезду и Муромско-Рязанской епархии.

По писцовым книгам погост Железино значится запустевшим, на погосте церковь Преображения Господня, при ней пахотной земли по 12 четвертей в поле, перелогу по 8 четвертей и лесу по 10 четвертей. Причины запустения погоста неизвестны.

Хотя письменных источников о датах основания погоста не существует, но местные предания, зафиксированные в печатных трудах исследователей Владимирского края в т.ч. уроженца погоста П.И. Вознесенского (сына местного священника И.Ф. Вознесенского) говорят о том, что "строительство храма связано с повелением царя Ивана Грозного, проходившего со своим войском через это место во время третьего похода на Казань, в знак исцеления его коня от болезни желез на ногах после испития воды из источника во время отдыха здесь. Документально известно из "Царственной книги", относящейся к тому времени. что царь на этот раз выбрал более короткий путь из Владимира на Казань - через Муром. Летописец пишет: "Государь пошел из Владимира июля 10-го в неделю к Мурому; и придя к Мурому того же месяца 13-го, в среду. После постройки деревянной церкви стали селиться здесь люди, и место назвали Спас-Железино, основываясь на факте выздоровления коня." Как пишет П.И. Вознесенский, обыватели до сих пор показывают "царскую дорожку". Если в начале 20 века эту дорожку показывали, то сейчас нам ее никто не показал, но, может, покажут.

Еще одна версия возникновения погоста принадлежит В.Н. Грацилевскому, который считал, что "вначале на этом месте было хозяйственное управление находившихся здесь владений Муромского Спасского монастыря, а со временем был построен небольшой монастырек, получивший имя своего хозяина "Спас".

В этом году Спас-Преображенский монастырь г. Мурома отметил 910 лет со дня своего основания. Сейчас в этом монастыре имеется частица мощей Илии Муромца и его меч, привезенный из Киево- Печерской Лавры. В связи с этим, хочется вспомнить еще об одном предании, передающемся устно из поколения в поколение. Будто отправляясь на службу в Киев, скакал здесь на своем богатырском коне Илья Муромец и оставил тот конь след на камне. Этот удивительный камень и окрестности Спас-Железино изображали на своих рисунках члены кружка рисования при Доме пионеров еще в 1961 году (см.Приложение), то есть 45 лет назад, среди них рисунок моего деда Быкова Вячеслава Георгиевича, тогда моего ровесника, а сейчас умершего. Камень изображался иной формы, чем мы видим его сейчас, несколько лет назад камень раскололи, искали клад. Тем не менее мы, с ребятами из нашего клуба, обнаружили на камне "след копыта", "рисунок лошади" и еще две буквы внизу ХВ - Христос Воскресе (см. Приложение. Мы у камня).

Я хочу вернуться к "Историко-статистическому описанию…": "Во второй половине 17 века церковь оказывается уже восстановленной и при ней приход. По окладным книгам 1676 г. Муромско-Рязанской епархии в Железинском приходе значатся деревни Теренино 12 дворов (69 в 19 веке), д. Ульяниха 10 дворов ( 27 - в 19 веке), д. Лухино - двор помещика и 10 дворов крестьян, д. Вихорева 7 (24), д. Головино - двор помещика (37). Вышеупомянутая Преображенская церковь существовала на погосте до 1785 г. В этом году она сгорела, новая церковь была куплена в с. Спас-Седчин Муромского уезда. В 1868 г. разобрана по ветхости и установлена новая деревянная, существующая и по настоящее время (т.е. 1897 г.). Престолов 2: в честь Преображения Господня, в честь Казанской иконы Божией матери".

Как видим, престольные праздники могут служить некоторым подтверждением преданий о древности погоста его связи с Преображенским монастырем и казанском походе Ивана Грозного через эти места.

В 19 веке приход храма это Теренино, Вихирево, Головино, Надеждино, Черновская, Екатериновка, Ширяево.

С 1887 года существовала церковно-приходская школа, в которой в 1896 году обучалось 30 учеников. Об этом я тоже узнала из "Историко-статистического описания церквей и приходов…"

Церкви на погосте дважды горели, первый раз в 1785 году, а второй раз в 1902. Со вторым пожаром связан случай, описанный П.. Вознесенским: "при пожаре молодой еще дьякон о. Павел Цветаев, который самоотверженно ринулся внутрь пылающего храма, чтобы спасти Святые Дары с Антиминсом (без которых нельзя совершать литургию) и объятый пламенем, уже не мог выйти обратно".

На пепелище сгоревшей церкви решено было построить каменный храм из красного кирпича уже с тремя престолами, дополнив в честь святителя Николая Чудотворца.

На погосте была еще одна каменная церковь Никольская. Ее начали строить 2 помещика в 19 веке, но из-за распрей между ними, она так не была достроена, поэтому не вошла в "Историко-статистическое описание…" в 1897 году. Ее начали подновлять после утраты главного храма, чтобы совершать богослужение в 1902 году.

Глава 2. Строитель "Красного" храма и мученик за веру Христову П.И. Покровский.

28 мая 1906 г. было положено основание новому обширному каменному храму на месте сгоревшего. За семь лет его построили и украсили и сейчас, 93 года спустя храм поражает своим величием и красотой. Кто же был тот человек, которому по Божьему Промыслу суждено было стать устроителем нового храма?

Это сельский священник Петр Иванович Покровский, расстрелянный или замученный в страшном для всей страны 1937 году. В наступившем 2007 году исполнится 70 лет со дня его мученической кончины.

Интересный материал, который я использовала в работе, принадлежит внуку П.И. Покровского, заслуженному учителю РФ, доценту Владимирского государственного педагогического университета В.П. Покровскому - уроженцу погоста Спас-Железино. К сожалению, я не встречалась с ним лично, но с большим вниманием и интересом прочитала его воспоминания о судьбе его деда.

Что же мне стало известно?

"Петр Иванович Покровский родился 4 января 1874 года в Якиманской Слободе Муромского уезда в семье псаломщика. К 1897 году закончил 2 духовных заведения: Муромское духовное училище и Владимирскую семинарию. Один учебный год отработал учителем Смертинской церковно-приходской школы Вязниковского уезда, а 13 августа 1898 года был определен на священническое место в погост Спас-Железино Судогодского уезда, обвенчавшись с дочерью недавно умершего о. Илии Вознесенского Анастасией".

Когда о. Петр начал служить на погосте, тот представлял собой небольшое селение с деревянной церковью Преображения Господня, построенной отцом матушки Анастасии. Приход состоял из 7 деревень указанных выше в "Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии".

Крестьяне, жившие на приходе, в основном занимались земледелием, а в зимнее время отходными промыслами: извозом, рубкой леса, плотничеством. Крестьяне держались старины и общины, были людьми истинно верующими. Они хорошо приняли молодого священника, который с первых дней своего служения начал заниматься и благоустройством деревянной церкви, и духовно-просветительской работой.

Он преподавал Закон Божий в местной церковно-приходской школе и в земской школе д. Надеждино, создал детский хор, собирал книги духовно-нравственного содержания, книги для детей. Много ездил с требами по приходу на своей лошади.

Он был человеком, который нес в массы культуру. Сам любил исполнять на фисгармонии духовную музыку, занимался переплетением книг, имел переплетный станок.

Жизнь шла своим чередом, но в конце августа 1902 года от удара молнии загорелась и сгорела церковь (см.выше).

Для Петра Ивановича начались многотрудные времена: необходимо было продолжать службу и одновременно строить новый храм, а ведь сельский священник вел и домашнее хозяйство. Надо было обрабатывать землю, заготавливать корм для скота.

Домашнее хозяйство было основным источником пропитания для семьи. Но как бы батюшка не уставал, он всегда выполнял домашнее молитвенное правило и детей приучал к этому.

И вот 28 мая 1906 года было положено основание новому каменному храму. Для строительства его был построен свой кирпичный завод. Храм строили всем миром, были и сборщики, ходившие по домам, и жертвователи.

Наибольшее пожертвование пришло от государя императора Николая II - 1000 рублей. До нас дошли имена церковного старосты С.С. Малюшина, местного крестьянина, Куликова И.С., Булгакова П.Г. -бывшего местного земского начальника, много сделавшего для строительства храма.

Прихожане возили кирпич, лес, известь. И среди лесов возник красавец -храм, который прихожане стали называть собором, выражая свою искреннюю радость и религиозные чувства.

Новоустроенный храм был освящен в 1913 году 7 июля. Было много гостей, приглашен хор певчих из с. Никологоры Вязниковского уезда.

Настоятель храма о. Петр Покровский благодарил всех участников строительства и огласил телеграмму Государю-Императору. Были произнесены речи по поводу торжества, все присутствующие отмечали роль о. Петра в строительстве храма. Вот что сказано о храме Преображения Господня в "Книге -описи культурных ценностей": "Церковь представляет собой характерный памятник культового зодчества официального "русского" стиля, в основе конструктивного решения которого лежит тип древнего крестово-купольного храма. Декор фасадов многообразен. Это уступчатые ниши, сухарики, ширинки, руст, фигурные пилястры". В этом же документе говорится об отсутствии у храма колокольни, но на металлических фермах был подвешен колокол работы знаменитой фирмы "Овчинникова" 19 - нач. 20 вв. (Сейчас фермы сохранились, а колокола нет - Н.А.). Старожилы говорят о том, что колокольню не построили, так как началась 1 мировая война.

Отец Петр за усердное служение церкви был удостоен многих наград. Вместе с матушкой Анастасией они вырастили и воспитали пятерых детей, двое из которых погибли в годы Великой Отечественной войны.

Отец Петр был далек от политики, даже после революции 1917 г. эту тему он в своих проповедях не поднимал, но волна репрессий докатилась и до российской глубинки. Сначала перевезли с погоста школу в д. Теренино, потом стали вводить всякие ограничения на церковную деятельность, храм и священников обложили непосильными налогами, а затем дело дошло и до раскулачивания. В 1930 году закрыли и храм, но ненадолго, в марте 1930 года вновь в храме служит о. Петр.

В октябре 1930 года его по доносу арестовали, выслали на три года, а в 1933 году он вновь служит в храме, забыв все обиды. Но 18 ноября 1937 года о. Петра внезапно арестовывают прямо в церкви, не разрешая проститься с семьей, предъявляют обвинения в контрреволюционной деятельности и увозят навсегда. По постановлению тройки НКВД по Ивановской области П.И. Покровский подвергнут высшей мере наказания - расстрелу, который и был приведен в исполнение 16 декабря 1937 года в Иванове. Хоронили убиенных на кладбище Балино. Это версия официальная. Ее озвучил внук отца Петра Владимир Павлович Покровский. Но даже в его публикации описана "легенда" о якобы смерти о. Петра, когда его везли на Горбатку и захоронении его на местном кладбище. Эту версию подтвердила работавшая в 30-е-40-е годы уборщицей в местном НКВД Елена Ивановна Агапова (1913 года рождения). Ей об этом рассказал там же работавший конюхом Сергей (фамилии она не помнит). Она считает, что замученный о.Петр похоронен на старом местном кладбище - Плющихе, где-то рядом с ее умершей в 1940 году во младенчестве дочерью (аудиозапись).

Посмертно о.Петр был реабилитирован и родственникам были принесены извинения, но… матушки Анастасии уже не было в живых, она умерла в 1969 г. (фото могилы в приложении), дети жили с клеймом детей "врага народа". Но правда всегда восторжествует. Я рада, что узнала о священнике с большой буквы, добром пастыре, отличном семьянине, строителе храма, мученике за веру Христову отце Петре Ивановиче Покровском.

Недавно мне стало известно о том, что начат сбор материалов для канонизации о. Петра, и возможно, в нашем районе появится человек, причисленный к лику новомучеников и исповедников Российских.

Глава 3. Протоиерей о.Василий Шунин - достойный продолжатель дела о.Петра.

Если в жизни Петра Ивановича Покровского, особенно в начале его служения, были светлые страницы: это его пастырская деятельность, строительство храма, уважение прихожан, заслуженные награды, то судьба другого священника - Василия Николаевича Шунина - это мужественное перенесение запретов, непонимания, обид, насмешек и всего того, на что был способен атеистический 20 век. Чтобы найти сведения об о. Василии, я встретилась с его внучкой Зинаидой Александровной Акифьевой-Шуниной (аудиозапись), записала ее воспоминания. Поговорила со старожилами - Е.Н. Агаповой (Теренино), Н.В. Воробьевой-Суныгиной (Селиваново)., М.И. Муравьевой - уроженкой д.Вихирево. Благодаря моему научному руководителю, поработала с документами районного архива Селивановского района и даже встретилась с бывшем секретарем райисполкома Е.В. Домниной, которая в 60-е годы была членом комиссии по делам религии.

Вот что мне стало известно:

Василий Николаевич Шунин родился в 1895 году в августе как раз перед праздником Преображения. Закончил Муромское (предположительно) духовное училище. В 1917 году ему было 22 года, и вот в это время или немного позднее многие из тех, с кем он учился в семинарии просто по-человечески испугались того отношения к религии, которое внедряла новая власть. Они оставили служение Богу, кто-то вступил в партию и стал атеистом, но не отец Василий. Свое пастырское служение он начал в Меленковском уезде, по словам его внучки, Зинаиды Александровны Акифьевой, в с. Митино. Та часть жизни о. Василия ей известна только тем, что со своей матушкой Марией Александровной они перенесли много скорбей по поводу смерти детей, кого во младенчестве, а двоих сыновей в юношеском возрасте. В связи с этим, Мария Александровна давала обеты Богу и как помнит ее внучка никогда не ела мяса. Из детей выжил и оставил потомство Александр Васильевич, родившийся в 1923 году. У него было четверо детей, среди них и младшая - Зинаида Александровна. Она вспоминала, что бабушка в отличие от деда, была совершенно неграмотной, но пение на клиросе помогло ей и она читала богослужебные книги наизусть. Кроме того, она знала лечебные травы, принимала роды, была деревенским лекарем.

Шунины приехали на погост Спас-Железино примерно в 1950 году, там еще жила семья Покровских. До самой смертив 1969 году служил в храме Преображения Господня протоиерей о. Василий. А это были нелегкие времена. После смерти Сталина, который вынужден был в годы Великой Отечественной войны изменить политику в отношении церкви и религии, пришедший ему на смену Н.С. Хрущев считал религию пережитком прошлого, мешающего строить коммунизм. Он делал все для того, чтобы уничтожить церкви. В архиве Селивановского района имеются материалы по делам религии за 1961-1966 гг. Это инструкции, справки, отчеты, разъяснения, доклад В.А. Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных совета по делам религии. Все эти материалы говорят о том, что только мнение Запада и боязнь беспорядков удерживали власть от закрытия абсолютно всех церквей. В нашем районе в это время остались незакрытыми лишь два храма из пятнадцати: Троицкий в Дуброве и Преображенский в Спас-Железино. В таких условиях приходилось служить отцу Василию. Несмотря ни на что, он был человеком добрым и жизнерадостным. Вот что вспоминает М.И. Муравьева, уроженка д. Вихирево: "Батюшка на праздник заходил в каждый дом, служил с домочадцами молебен, благословлял, обязательно чем-нибудь угощал детей. Я была ребенком, но даже сейчас помню то ощущение радости и покоя, которое исходило от него".

Все, кто помнит отца Василия, говорят о его доброте и любви к людям. Е.И.Агапова вспоминала с какой радостью принимала священника ее мать. Беседы с ним были очень полезны. Или надпись на подаренной фотографии: "На добрую молитвенную память дорогому и любимому и многолюбящему батюшке… (подчеркнуто мною Н.А.). Словами "любимый" обычно люди не бросаются.

Во всякое время, в любую погоду спешил отец Василий к больным, умирающим и всем, кто нуждался в его помощи. Погост находится в лесу и асфальтовая дорога подведена к нему лишь к концу 1999 года, до этого была грунтовая, весной и осенью совершенно непроезжая. Когда я первый раз побывала на погосте, дорога была только посыпана щебнем, а дедушка, В.А. Артемьев, вспоминал: "Когда ездили устанавливать ограду на могиле прадеда, на погост Спас-Железино, не смогли проехать и пришлось, оставив машину, идти пешком". Вот по таким дорогам и ходил о. Василий. Лошадью пользовался редко, и когда ему предлагали ехать на лошади, отвечал: "Нет, мне быстрее надо".

Когда я знакомилась с документами "По делам религии…", то обратила внимание на написанные карандашом знаки вопросов, подчеркивания, восклицательные знаки или надписи рядом с фамилиями людей крестивших своих детей "Чл. КПСС". Это означало, что всем на кого обратила внимание власть придется отвечать. Это мнение подтвердила и бывшая членом комиссии по делам религии Е.В. Домнина. Она сказала: "Мы очень серьезно относились к фактам крещения детей или венчания членами КПСС или комсомольцами. На них накладывались взыскания. Мы часто приезжали на богослужения и иногда священник службу прекращал, за это мы его отчитывали, строго следили, чтобы никого не крестил на дому, чтобы не совершал службы на кладбище". Не все наверное рассказала Екатерина Васильевна, только вдруг вспомнила, что ее погибшего мужа заочно отпели, а ей сказали об этом через 2 недели. Она не возмутилась.

И все-таки не все осмеливались привезти своего ребенка в храм, боялись преследований и приглашали священника домой, перенося ответственность на него. И ходил о. Василий, и крестил тайно, спасая родителей и так вот тайно окрестил он на Горбатке будущего владыку младенца Игоря Гузикова, сейчас епископа Сергиево-Посадского о. Феогноста. А если бы он тогда побоялся?

С теплотой и любовью вспоминает о. Василия Надежда Васильевна Воробьева (Суныгина). В 60-е годы, 10-12 летней девчонкой со своей тетей она посещала о. Василия. Однажды произошло следующее: они пришли на погост вечером, постучали, дверь долго не открывали. Наконец вышел о. Василий и сказал, что боялся дверь открывать, так как накануне их с матушкой избили неизвестные люди, требуя денег. Денег не были и их оставили в покое. Но, по словам Надежды Васильевны, примерно в это же время были убиты священник с матушкой в Копнино, а избитый Тучковский священник, испугавшись уехал, бросив храм. Об этих событиях многие слышали, но точно времени не помнят.

Отец Василий переживал за состояние храма, денег на ремонт не выделяли, да и ограда была повалившейся. Но сам священник не имел права обращаться к властям с такими просьбами. Для этого существовал исполнительный орган, возглавляемый старостой (см. Приложение).

Что интересно, в материалах комиссии по делам религии ни на одном из 177 листов не упоминаются имена священников, повторю, что их было только 2. (см. фото в приложении о. Василий, о. Феодосий). Причем о. Василий был протоиерей, т.е. старший священник, это звание присваивалось за особые труды патриархом. Но за какие труды, мне выяснить не удалось.

В 1965 году о.Василию исполнилось 70 лет и поздравить его приехало очень много священников и прихожан. Все желали батюшке доброго здоровья, которое так ему было необходимо в его многотрудной деятельности.

После этого он жил 4 года, болел, но не прекращал своего служения. Умер о. Василий 1 января 1969 года в день преподобного Ильи Муромца, а родился на Преображение. Как мистически связано: служил в храме Преображения Господня, а места эти, легенды связывают с Ильей Муромцем.

III. Заключение.

Благодаря этому исследованию, к уже имеющимся четырем материалам по истории церквей и приходов Селивановского района прибавился еще одна история "Храма Преображения Господня на погосте Спас-Железино".

Новый материал, который обычно печатает местная газета, будет интересен всем, кто любит историю родного края, нашим курсантам, школьникам района, прихожанам храма Спас-Преображения.

В ходе исследования я познакомилась с интересными людьми, которые хранят память о прошлом и соединяют нас с ним незримой духовной связью. Задача моего поколения эту связь не прервать, а передать ее потомкам.

Сейчас на погосте служит добрый священник о. Виктор Триколенко, который с большой радостью узнал о моем намерении писать эту работу. Он со своими прихожанами старается сделать все, чтобы сохранить храм. Новый церковный совет думает о восстановлении погоста, сейчас в этом месте только храм и кладбище, а раньше были дома священников, служителей и школа.

Есть желание найти и обустроить когда-то бывший здесь целебный источник. Своей работой я привлекла внимание к могилам о. Василия и матушки Марии, матушки Анастасии, похороненных на местном кладбище. На табличках не написано, кто эти люди. Благочинный церквей Селивановского и Меленковского районов о. Артемий (Студентов) сказал, что память их будет достойна увековечена.

В благоустройстве кладбища и особенно этих могил примут участие наши курсанты во время летних экспедиций.

Всех, с кем я встречалась, или о ком узнала, связывает одно - храм Преображения Господня и погост Спас-Железино.

Чем больше я узнаю о погосте, храме и священниках, тем больше возникает вопросов и желания разобраться в них. Расширился круг лиц, готовых дать информацию. Было бы странно, чтобы вся многовековая история погоста уместилась на страницах. Но все-таки цель достигнута. Появился материал об истории еще одного храма нашего района.

В нашем объединении начата новая работа. Мы собираем материал о храме Спаса Нерукотворного в поселке Красная Горбатка. А цель наша - исследовать истории всех церквей ныне расположенных на территории Селивановского района.

Храм Преображения

Стоит красавец - "красный" храм
Среди лесов зеленых летом
Иль снежной шубою одетый
Стоит Преображенья храм
Быть может, Муромец Илья
Здесь проскакал в былинны годы,
А может Грозного коня
Целебные лечили воды.
И наши предки с давних лет
Увидев, как все здесь прекрасно,
На этом месте, как завет,
Рубили церкви утром ясным.
Вот, наконец, воздвигли храм,
На помощь Бога уповая,
И нам потомкам, только нам
Здесь жить Россию прославляя.

Август 2006 г., Л.А.Артемьева

Список использованной литературы
  1. "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии" - вып.4, 1897 г.
  2. "Материалы по делам религии" Селивановского райисполкома за 1961-1966 гг.
  3. Опись ценностей с.Спас-Железино, Преображенская церковь. 1985 г. Министерство культуры РСФСР, управления культуры Владимирского облисполкома.
  4. В.Покровский "Священник Петр Иванович Покровский" г."Владимирский край", №44, 2003 г.
  5. В.Покровский "…И память оставил и храм" г. "Селивановский вестник" №8, 2002 г.
  6. В.Н.Грацилевский "Храм Преображения Господня" "Владимирские епархиальные ведомости" - 1906 г.
  7. П.И.Вознесенский "Погост Спас-Железино". "Владимирские епархиальные ведомости". 1913 г.
  8. З.А.Акифьева (Шунина), 1953 г.р. (аудиозапись).
  9. Е.И.Агапова, 1913 г.р. д.Теренино (аудиозапись).
  10. В.Домнина, 1923 г.р. п.Красная Горбатка.
  11. М.И.Муравьева, 1949 г.р. д.Вихерево.
  12. Н.В.Воробьева, 1948 г.р., Селиваново.
Приложение.
Фотографии и документы на 16 страницах.
  1. Храм Преображения Господня. Современный вид.
  2. Священник погоста Спас Железино П.И.Покровский с матушкой Анастасией 1889 г.
  3. Протоиерей о. Василий (Шунин), храм Преображения. Предположительно конец 50-х - начало 60-х гг. 20 века.
  4. О.Василий с прихожанами. 60-е годы.
  5. О.Василий. Священник погоста Спас-Преображения, справа о.Феодосий священник с. Дуброво, 60-е годы.
  6. О.Сергей, друг о.Василия.
  7. Состав церковной "двадцатки" с.Спас-Железино в 1965 г.
  8. Выписка из "Положения комиссий по делам религии" 1961 г.
  9. Заявление (фрагмент) церковного совета о ремонте ограды.
  10. Сведения о богослужении.
  11. Фото могила сына П.Покровского Павла и матушки Анастасии; о.Василия (Шунина) и матушки Марии. Погост Спас-Железино фото 2004 г.
  12. Н.Артемьева с родственниками у храма Преображения, у камня "Ивана Грозного", фото 1999 г.
  13. Там же, фото 2004 г.
  14. Дорога к храму; прихожане; о. Виктор. Фото 2005 г.
  15. Курсанты НПО Дм. Донского на погосте Спас-Железино. Фото 2006 г.
  16. Рисунки кружковцев 60-х годов.

В начало страницы

На главную страницу Написать письмо Карта сайта

НАУЧНАЯ РАБОТА:

Отчет о работе НПО 2006 г.

Отчет о летнем лагере 2006 г.

Отчет о работе летнего лагеря 2007, 1 смена

Отчет о работе летнего лагеря 2007, 2 смена

Курс "Древнерусская живопись"

Программа кружка "Историческое краеведение"

Отношение христианства к греческой философии по воззрениям апологетов II века

Вокально-хоровое исполнительство как путь духовно-нравственного воспитания детей в воскресной школе

РЕФЕРАТ "Из истории храма Преображения Господня на погосте Спас-Железино"

Понимание Церкви протестантскими сектами

Детский нравственно-патриотический центр благочиния

     
Hosted by uCoz