I. Пояснительная записка
"Не возродимся духовно - умрем физически" Д. С. Лихачев
Древнерусская живопись - одна из самых высоких вершин мировой художественной культуры и величайшее достояние нашего народа. Однако, в силу особенностей своей тематики, сюжетно-образного строя и художественного языка еще мало по-настоящему понятна и доступна. И это при том, что духовная и гуманистическая ценность этой части отечественной культуры очень и очень значительна.
В наше непростое время, когда с трудом происходит духовное возрождение России, тем более важно обратить внимание учащихся на непреходящие, истинные ценности и дать возможность понять не только художественный мир древнерусской живописи, но и лежащее в ее основе Слово Евангелия, Библию.
Привыкшие к европейскому типу живописи не только школьники, но и взрослые с трудом понимают художественный язык иконописи, и поэтому очень часто можно слышать вопросы, относящиеся к иконам: "Кто здесь изображен? Что изображено? Почему так изображено?" Без ответа на них невозможно самое первое приближение к древнерусской живописи. Лишь со временем, по словам Е.Трубецкого, "древние иконы заговорят с нами тем самым языком, каким они говорили с нашими далекими предками". И тогда восстановится духовная связь поколений, насильственно разорванная нашим прошлым.
Элективный курс "Древнерусская живопись - окно в духовный мир" обладает большим учебно-познавательным и воспитательным потенциалом. Он заполняет пространство незнания знанием, знанием о той части нашей истории и культуры, которая, к сожалению, была предана забвению.
Цели курса: духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
Задачи курса: а) уяснение смысловой красоты древнерусской живописи;
б) знакомство с библейскими сюжетами;
в) приобщение школьников к духовному труду.
Курс рассчитан на 17 часов (при желании учителя он может быть сокращен или расширен). Возможно его применение как для предпрофильной подготовки, так и для углубленного изучения в гумантарных классах средней школы. При этом предполагаются два типа обучения: теоретический практико-ориентированный.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать основные сюжетные линии древнерусской живописи, уметь различать иконописные типы, закрепить навыки самостоятельной работы.
Курс не предполагает контрольных работ, но самостоятельные работы учащихся в виде докладов, сообщений, рефератов предусмотрены на каждом занятии. Завершается курс экскурсией в г. Муром в художественный музей, где имеется экспозиция древнерусской живописи.
II. Учебно-тематическое планирование
№ | Т е м а | Виды занятий | Часы |
1. | Введение | Лекция | 1 час
| 2. | Центральный образ древнерусской живописи - образ Иисуса Христа |
а) экскурсия в библиотеку;
б) лекция с элементами беседы;
в) комбинированный урок;
г) комбинированный урок;
д) экскурсия в часовню Николая Чудотворца |
5 часов |
3. | Образы Богородицы | а) лекция;
б) комбинированный урок;
в) лекция, беседа;
г) лекция, беседа;
д) конференция |
5 часов |
4. | Праздничные иконы | а) лекция, беседа;
б) комбинированный урок;
в) комбинированный урок;
г) экскурсия в храм (2 часа);
д) выставка-конференция. | 6 часов |
III. Содержание курса
Тема 1. Введение(1 час). Место и роль древнерусской живописи в мировой художественной культуре. Ее значение для духовного возрождения России. Ответственность современников за восстановление духовного родства с предками посредством понимания древнерусской живописи.
Литература: Н.А.Барская. "Сюжеты и образы древнерусской живописи"
Тема 2. Центральный образ древнерусской живописи - образ Иисуса Христа (5 часов).
(1) Понятия: Иисус Христос - Богочеловек, Спаситель. Знакомство с Евангелием. Облик Спаса. Прижизненные изображения Иисуса Христа - Спас Нерукотворный.
(2) Символы изображения Иисуса Христа. Живописные приемы, позволяющее раскрыть одухотворяющее, божественное начало в облике Иисуса Христа.
(3) Андрей Рублев: "Спас-Вседержитель", "Спас на престоле", "Спас в силах".
(4) Значение цвета на иконах. Основные элементы иконографии Спасителя. Отличия византийских и русских иконных изображений Христа. Образ "Троицы".
(5) Экскурсия в часовню Николая Чудотворца.
Литература: Л.Е. Такташова. "Русские иконы".
Н.А. Барская. "Сюжеты и образы древнерусской живописи".
"Воскресная школа", №№ 5, 6, февраль 2006 г.
Л. Любимов. "Искусство Древней Руси".
Тема 3. Образы Богородицы (5 часов).
(1) История жизни Богоматери. Евангельские сведения, апокрифы-предания о ней.
(2) Основные элементы иконография Богородицы. Канонические типы изображения Божией Матери: "Умиление", "Одигитрия", "Оранта".
(3-4) Владимирская икона Божией Матери: история и предание. Казанская икона Божией матери: обретение, чудеса, спасение Руси.
(5) Наиболее чтимые в русском народе образы Божией матери: Иверская, "Неупиваемая чаша", Донская, Боголюбская, Знамения и др.
Литература: Л.Е. Такташова. "Русская икона".
Н.А. Барская. "Сюжеты и образы древнерусской живописи".
"Воскресная школа", №№ 5, 6, февраль 2006 г.
Л.Любимов. "Искусство Древней Руси".
Н. Блохин. "Святая Русь на реке времен". М.:
"Даниловский Благовестник", 2002 г.
Тема 4. Праздничные иконы (6 часов).
(1) Годичный круг праздничного православного календаря. Православные двунадесятые праздники.
(2) Образы Рождества Христова. Образы Сретения Господня. Сюжеты праздников. Суздальские и московские иконы. Андрей Рублев: образы Крещения.
(3) Образы Преображения. Воскрешение Лазаря. "Евангельские события". Образы входа Господня в Иерусалим.
(4-5) Иконостас. Образы праздников: Вознесения Господня, Пятидесятницы, Благовещения Пресвятой Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы. Образы Воскресения Христова (экскурсия в храм).
(6) Подведение итогов. Конкурс на лучший доклад, реферат, сообщение, викторину, кроссворд.
Литература: "Новый Завет".
Н.А.Барская. "Сюжеты и образы древнерусской живописи".
"Воскресная школа", №№ 5, 6, февраль 2006 г.
|