Храм Спаса Нерукотворного, п. Кр. Горбатка Нравственно-патриотический центр во имя благоверного князя Дмитрия Донского  

 
 

Древнерусская живопись - окно в духовный мир

I. Пояснительная записка

"Не возродимся духовно - умрем физически"
Д. С. Лихачев

Древнерусская живопись - одна из самых высоких вершин мировой художественной культуры и величайшее достояние нашего народа. Однако, в силу особенностей своей тематики, сюжетно-образного строя и художественного языка еще мало по-настоящему понятна и доступна. И это при том, что духовная и гуманистическая ценность этой части отечественной культуры очень и очень значительна.

В наше непростое время, когда с трудом происходит духовное возрождение России, тем более важно обратить внимание учащихся на непреходящие, истинные ценности и дать возможность понять не только художественный мир древнерусской живописи, но и лежащее в ее основе Слово Евангелия, Библию.

Привыкшие к европейскому типу живописи не только школьники, но и взрослые с трудом понимают художественный язык иконописи, и поэтому очень часто можно слышать вопросы, относящиеся к иконам: "Кто здесь изображен? Что изображено? Почему так изображено?" Без ответа на них невозможно самое первое приближение к древнерусской живописи. Лишь со временем, по словам Е.Трубецкого, "древние иконы заговорят с нами тем самым языком, каким они говорили с нашими далекими предками". И тогда восстановится духовная связь поколений, насильственно разорванная нашим прошлым.

Элективный курс "Древнерусская живопись - окно в духовный мир" обладает большим учебно-познавательным и воспитательным потенциалом. Он заполняет пространство незнания знанием, знанием о той части нашей истории и культуры, которая, к сожалению, была предана забвению.

Цели курса: духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Задачи курса:
а) уяснение смысловой красоты древнерусской живописи;
б) знакомство с библейскими сюжетами;
в) приобщение школьников к духовному труду.

Курс рассчитан на 17 часов (при желании учителя он может быть сокращен или расширен). Возможно его применение как для предпрофильной подготовки, так и для углубленного изучения в гумантарных классах средней школы. При этом предполагаются два типа обучения: теоретический практико-ориентированный.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать основные сюжетные линии древнерусской живописи, уметь различать иконописные типы, закрепить навыки самостоятельной работы.

Курс не предполагает контрольных работ, но самостоятельные работы учащихся в виде докладов, сообщений, рефератов предусмотрены на каждом занятии. Завершается курс экскурсией в г. Муром в художественный музей, где имеется экспозиция древнерусской живописи.

II. Учебно-тематическое планирование
Т е м аВиды занятийЧасы
1.Введение Лекция 1 час
2.Центральный образ древнерусской живописи - образ Иисуса Христа а) экскурсия в библиотеку;
б) лекция с элементами беседы;
в) комбинированный урок;
г) комбинированный урок;
д) экскурсия в часовню Николая Чудотворца
5 часов
3.Образы Богородицы а) лекция;
б) комбинированный урок;
в) лекция, беседа;
г) лекция, беседа;
д) конференция
5 часов
4.Праздничные иконы а) лекция, беседа;
б) комбинированный урок;
в) комбинированный урок;
г) экскурсия в храм (2 часа);
д) выставка-конференция.
6 часов

III. Содержание курса

Тема 1. Введение(1 час). Место и роль древнерусской живописи в мировой художественной культуре. Ее значение для духовного возрождения России. Ответственность современников за восстановление духовного родства с предками посредством понимания древнерусской живописи.

Литература: Н.А.Барская. "Сюжеты и образы древнерусской живописи"

Тема 2. Центральный образ древнерусской живописи - образ Иисуса Христа (5 часов).
(1) Понятия: Иисус Христос - Богочеловек, Спаситель. Знакомство с Евангелием. Облик Спаса. Прижизненные изображения Иисуса Христа - Спас Нерукотворный.
(2) Символы изображения Иисуса Христа. Живописные приемы, позволяющее раскрыть одухотворяющее, божественное начало в облике Иисуса Христа.
(3) Андрей Рублев: "Спас-Вседержитель", "Спас на престоле", "Спас в силах".
(4) Значение цвета на иконах. Основные элементы иконографии Спасителя. Отличия византийских и русских иконных изображений Христа. Образ "Троицы".
(5) Экскурсия в часовню Николая Чудотворца.

Литература: Л.Е. Такташова. "Русские иконы".
Н.А. Барская. "Сюжеты и образы древнерусской живописи".
"Воскресная школа", №№ 5, 6, февраль 2006 г.
Л. Любимов. "Искусство Древней Руси".

Тема 3. Образы Богородицы (5 часов).
(1) История жизни Богоматери. Евангельские сведения, апокрифы-предания о ней.
(2) Основные элементы иконография Богородицы. Канонические типы изображения Божией Матери: "Умиление", "Одигитрия", "Оранта".
(3-4) Владимирская икона Божией Матери: история и предание. Казанская икона Божией матери: обретение, чудеса, спасение Руси.
(5) Наиболее чтимые в русском народе образы Божией матери: Иверская, "Неупиваемая чаша", Донская, Боголюбская, Знамения и др.

Литература: Л.Е. Такташова. "Русская икона".
Н.А. Барская. "Сюжеты и образы древнерусской живописи".
"Воскресная школа", №№ 5, 6, февраль 2006 г.
Л.Любимов. "Искусство Древней Руси".
Н. Блохин. "Святая Русь на реке времен". М.:
"Даниловский Благовестник", 2002 г.

Тема 4. Праздничные иконы (6 часов).
(1) Годичный круг праздничного православного календаря. Православные двунадесятые праздники.
(2) Образы Рождества Христова. Образы Сретения Господня. Сюжеты праздников. Суздальские и московские иконы. Андрей Рублев: образы Крещения.
(3) Образы Преображения. Воскрешение Лазаря. "Евангельские события". Образы входа Господня в Иерусалим.
(4-5) Иконостас. Образы праздников: Вознесения Господня, Пятидесятницы, Благовещения Пресвятой Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы. Образы Воскресения Христова (экскурсия в храм).
(6) Подведение итогов. Конкурс на лучший доклад, реферат, сообщение, викторину, кроссворд.

Литература: "Новый Завет".
Н.А.Барская. "Сюжеты и образы древнерусской живописи".
"Воскресная школа", №№ 5, 6, февраль 2006 г.

Примечание: По возможности элективный курс завершается экскурсией в художественный музей на выставку древнерусской живописи.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить сообщение об имеющихся дома иконах и связанных с ними семейных преданиях.
  2. Подготовить доклад об образе одного из двунадесятых православных праздников.
  3. Составить тесты по элективному курсу.
  4. Составить викторины на темы: "Образы Богородицы", "Каноны иконописи".
  5. Подготовить сочинение-эссе.
  6. Подготовить доклад об одном из русских иконописцев.

Учебно-методическое обеспечение

  1. "Новый Завет".
  2. Русская икона. Альбом. М.: "Искусство", 2005 год.
  3. Н.А. Барская " Сюжеты и образы древнерусской живописи", М.: "Просвещение", 1993 год.
  4. Л.Е. Такташова " Русская икона".
  5. Л.Г. Емоханова " Мировая художественная культура", М.: " Просвещение ", 1993 год.
  6. Н. Блохин. " Святая Русь на реке времен". М.: " Даниловский Благовестник", 2002 год.
  7. Искусство Древней Руси. М.: " Просвещение", 1981 год.
  8. "Воскресная школа", №№ 5, 6, 2006 г.

Приложение

I. Викторина об иконописи

  1. Что такое икона? (Это изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а также событий из Священной и церковной истории. Икона вне времени, она - символ иного бытия в нашем мире).
  2. Как называется первая икона и когда она появилась? ("Спас Нерукотворный" - прижизненное изображение Иисуса Христа, возникшее для оказания помощи страждущему человеку.)
  3. Кто был первым иконописцем? (По преданию им был апостол и евангелист Лука).
  4. Как называется правило иконописи? (Канон - образец для подражания).
  5. Каковы внешние отличия иконы от картины? (Икона отличается условностью изображения, где всё подчинено раскрытию внутреннего смысла изображаемого. Картина передаёт чувственную материальную сторону мира, икона показывает реальность мира духовного).
  6. Почему в иконописи не используется серый цвет? (Серый цвет - смешение белого и чёрного, добра и зла, цвет неясности , пустоты).
  7. Какие типы иконографии Спасителя вы знаете? (Спас Нерукотворный, Спас на престоле, Господь Вседержитель или Пантократор).
  8. Какие вы знаете канонические типы изображения Божией Матери? (Умиление - Елеуса, Путеводительница - Одигитрия, и Молящаяся - Оранта, Великая Панагия, Знамение).
  9. Как называется иконный пейзаж? (Пейзаж называется горки. Их писали с площадками-уступами, похожими на лестницу).
  10. Когда и где возник иконописный канон? (Правила иконописи появились в Византии в 9 веке).

II. Словарь терминов

Ассист - золотые лучи, скрывающие одежду изображенного в древнерусской живописи, символически обозначающие небесный свет.

Багор - древнерусское название краски земляного происхождения, часто употребляемой в иконописи, имеющей вишневый цвет особого, чуть лилового оттенка.

Багрянец - по-древнерусски - ярко-алый цвет, без примеси оттенков.

Гиматий - плащ. В совокупности с хитоном истолковывался как одежда странствующих проповедников, в которой в иконописи чаще всего изображают Иисуса Христа в событиях его земной жизни и апостолов.

Левкас - грунт, покрывающий доску, на которой пишется икона.

Мандорла - слава - круг или овал, окружающий в некоторых композициях фигуру Иисуса Христа, как знак идущего от него божественного света.

Мафорий - длинное покрывало до колен, обязательная принадлежность одежды палестинских и сирийских женщин. В мафории всегда изображают Богородицу и святых жен.

Милоть - одежда из шкур, в которых в иконописи изображают пророков-пустынников Илию и Иоанна Предтечу.

Нимб - круг, окружающий голову Спасителя, Богородицы и святых на их изображениях в знак исходящего от них вечного, а потому имеющего круглую, "безначальную" форму света.

Омофор - часть архиерейского облачения (облачения высоких священников), длинное узкое покрывало, возлагаемое на плечи поверх всех одежд.

Охра - минеральная краска желтого цвета различных оттенков, от коричневатого до розового.

Паволока - ткань, наклеенная на доску, на которой пишется икона. Поверх поволоки наносится левкас (см. Левкас).

Палладиум - святыня, составляющая залог общественного счастья и благополучия, под защитой и покровительством которой находится определенная людская общность и населенная этой общностью местность.

Пробела - белильные мазки, завершающие построение формы в древнерусской живописи.

Саккос - часть облачения архиереев (высших священников), верхняя цельнокроеная одежда с рукавами.

Таблетка - современное, принятое в науке название в Древней Руси небольших икон, написанных не на доске, а на загрунтованной ткани (древнерусское название "полотенце").

Фреска - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.

Хитон - одежда широкого, свободного покроя. В совокупности с гиматием истолковывался как одежда странствующих проповедников, в которой в иконописи изображались Иисус Христос в событиях его земной жизни и апостолы.

Руководитель НПО: Л.А.Артемьева

В начало страницы

На главную страницу Написать письмо Карта сайта

НАУЧНАЯ РАБОТА:

Отчет о работе НПО 2006 г.

Отчет о летнем лагере 2006 г.

Отчет о работе летнего лагеря 2007, 1 смена

Отчет о работе летнего лагеря 2007, 2 смена

Курс "Древнерусская живопись"

Программа кружка "Историческое краеведение"

Отношение христианства к греческой философии по воззрениям апологетов II века

Вокально-хоровое исполнительство как путь духовно-нравственного воспитания детей в воскресной школе

РЕФЕРАТ "Из истории храма Преображения Господня на погосте Спас-Железино"

Понимание Церкви протестантскими сектами

Детский нравственно-патриотический центр благочиния

     
Hosted by uCoz