Храм Спаса Нерукотворного, п. Кр. Горбатка Нравственно-патриотический центр во имя благоверного князя Дмитрия Донского  

 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по предмету "Педагогика",
"Детский нравственно-патриотический центр благочиния"

Автор: протоиерей Артемий Студентов
Научный руководитель: иеромонах Киприан (Ященко)
 
Сергиев Посад, 2007

Оглавление

Введение

Основная часть

I. Нравственно-патриотическое воспитание детей.
1. Нравственность и нравственное воспитание.
1.1 Учение Православной Церкви.
1.2 Нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Решение данного вопроса государством.
2. Патриотизм и патриотическое воспитание.
2.1 Учение Православной Церкви.
2.2 Патриотическое воспитание детей, подростков и молодёжи. Решение данного вопроса государством.
3. Выводы.

II. Обобщение опыта "Нравственно-Патриотического Объединения во имя благоверного князя Дмитрия Донского".
1. История создания.
2. Развитие.
3. Пять лет работы.
4. Современное положение.
4.1 Цели и задачи.
4.2 Структура управления Центром.
4.3 Общая структура Центра.
4.4 Учебный процесс.
4.5 Преподаватели.
4.6 Внешняя деятельность.
4.7 Новое направление - работа в благочинии.
5. Вывод.

III. Детский нравственно-патриотический центр благочиния.
1. Обоснование.
2. Цели и задачи.
3. Создание.
4. Структура.
5. Направления деятельности.
6. Финансирование.
7. Ожидаемые результаты.

Заключение.

Библиографический список.

Приложения.

Введение.

Вступив в XXI век, наша Русская Православная Церковь и Отечество, в котором мы живём, столкнулись с множеством негативных явлений, происходящих в обществе. Страсти, воюющие в людях, всё больше приобретают всеобщий характер, захватывая и подрастающее поколение. В современных условиях дети очень не защищены, и это связано не столько с экономическим, политическим и законодательным неустройством, сколько с серьёзнейшей проблемой: можно сказать отсутствием постоянного духовного и нравственного воспитания подростков на всех уровнях, начиная с семьи и заканчивая государством. Несмотря на то, что Церковь не является открыто гонимой, дети по разным причинам не получают православного воспитания, которое и является основой их дальнейшей духовности, нравственности, культуры и даже патриотизма.

"Оставите детей и не возбраняйте им прийти ко Мне: таковых бо есть Царство Небесное" (Мф. 19, 14). Господь заповедовал нам с великим вниманием духовно воспитывать и образовывать детей. Эта заповедь всегда стоит перед родителями и служителями Церкви, но в сложившейся обстановке становится весьма актуальной. Мы привыкли к известной фразе: "дети - это наше будущее". А вот Анастасий, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании, имея схожие проблемы, в одном из интервью сказал: "Молодёжь - это наше настоящее"! На мой взгляд, он раскрыл в этом выражении не только то, как мы должны относится к подрастающему поколению, чтобы они потом в будущем приносили необходимые "плоды". Но и то, что дети - чада Божьи, для них, как и для всех людей, открыт вход в Царство Небесное. А на взрослых возложена величайшая степень ответственности перед Богом за духовное воспитание и религиозное (хотя бы элементарное) обучение подростков. За должную подготовку их к этой жизни, потому что "эта жизнь даёт не только возможность приобрести Вечную жизнь, но даёт возможность и потерять её" (Зеньковский В. В., протоиер. Педагогика. - Клин: Христианская жизнь, 2004. - С.51).

Мы знаем, что у священнослужителя есть основные три обязанности: служить, учить и окормлять, то есть блюсти вверенных ему людей. В своём служении пастырь обязан охватывать и взрослых и детей. В XX веке в силу определённых обстоятельств священникам приходилось лишь служить церковные службы и требы. Учить или проповедовать запрещалось богоборческой властью под страхом ареста. В 90-х годах прошлого столетия ситуация изменилась. Теперь пастыри Церкви могут довольно свободно выполнять свои обязанности, но вот с воспитанием подростков возникли сложности. Одни священнослужители продолжают усердно служить, иные строить, а кто-то говорит, что не имеет дарования учить премудрости Божией детей. И вот, что мы имеем: дети в основной своей массе далеки от веры благочестивых предков и, что хуже всего, не горят желанием идти в храм к Богу.

Сегодняшняя ситуация показывает, что эту проблему нужно срочно решать. Это понимает даже государство и светские люди. Известный академик Д. С. Лихачёв сказал: "Не возродимся духовно - умрём физически"! Но, что конкретно может сделать Православная Церковь в государстве, отделившем себя от неё? Какие формы этой работы могут быть предложены и реально работать? Первое, это работа с семьёй через проповедь, учение, социальное служение, всё то, что ведёт к воцерковлению "малой Церкви". Второе, что начала делать наша Церковь в этой области после принятия новой Конституции, разрешающей "свободу вероисповедания", это открывать воскресные и церковно-приходские школы, гимназии, духовные училища и семинарии. Это традиционный и основной путь, приносящий хорошие результаты. Но он охватывает лишь небольшой процент от общего числа детей и молодёжи. А как быть с остальными? Стали появляться новые формы. Священники организовывали беседы с учениками в школах, средне-профессиональных технических училищах, колледжах и высших учебных заведениях. Правда, нужно отметить, что эти беседы и встречи не принесли больших результатов и сейчас редко встречаются, лишь как начальный этап в работе. В некоторых местах появились студенческие храмы. Возродились братства и сестричества, тесно взаимодействующие с приходами и монастырями. Начали организовываться клубы и детские организации, в которых трудятся православные священники. Они охватывают разные направления деятельности: краеведческое-туристическое, семейно-досуговое, паломническое, патриотическое, спортивное и другие. Особое значение имеет организация преподавания предмета о православии "Основы православной культуры и нравственности" в муниципальных учебных заведениях, в которых сейчас обучается большинство детей нашей страны. В последнее время встал вопрос создания центров или объединений, в которых велась бы разносторонняя работа с детьми, подростками, молодёжью и взрослыми, направленная на их воцерковление через духовное воспитание и религиозное просвещение. Я вижу необходимость детально изучить опыт уже существующих детских и молодёжных организаций и наметить программу создания центра на уровне муниципального района в государственной системе, а в церковной - на уровне благочиния. Научно обосновать их необходимость и рассмотреть планируемые результаты для Православной Церкви, государства, семьи и самого ребёнка. Это важно, так как многие священники видят целесообразность такой формы работы с детьми, особенно там, где традиционные методы не приносят желаемых результатов или нет объективных возможностей их воплотить в жизнь. Этим священникам нужна обоснованная, детально разработанная и практически воплощённая в жизнь программа действий "шаг за шагом". Сам, на практике занимаясь с детьми уже 8 лет, я ощущаю нехватку информации теоретического и практического характера по таким новым и востребованным, особенно в сельской местности, формам работы с подростками. Поэтому вижу назревшую необходимость в научном исследовании в данной области.

Предметом исследования является такой центр с нравственно-патриотическим направлением работы, который действует на уровне благочиния и должен стать типовым, чтобы мог быть организован в любом месте, сообразуясь с конкретными условиями. Какое мнение Православной Церкви, святых Отцов и государственных деятелей современности о нравственном и патриотическом воспитании? Имеет ли право на существование сама идея нравственно-патриотического воспитания личности? Чем именно должен заниматься такой центр и какова его структура? Какие задачи он решает в церковной системе (епархия - благочиние - приходы) и государственной (область - районный центр - село). Ведь необходимо найти такую форму, содержание которой удовлетворяло бы современным требованиям, стоящим перед нашей Православной Церковью, государством, семьёй и ребёнком. А серьёзных исследований в данной области пока не проводилось.

В ходе работы над дипломом, я изучил существующую практику работы с подростками и нашёл, что случаи соединения разных направлений деятельности довольно часты. Но оказывается, что при монастырях и некоторых храмах существуют центры по работе с детьми, в которых преобладает одно направление - духовное воспитание и образование. Другие направления представлены эпизодически. Государство в работе с детьми использует всевозможные центры, дома творчества с множеством кружков и секций, но их деятельность носит светский характер, без участия Православной Церкви. А вот случаи, когда создаются детские организации церковно-государственного характера с разными направлениями деятельности - единицы. Их опыт весьма ценен, и в этой дипломной работе я подробно рассмотрел и обобщил опыт работы одного такого центра.

Задачи исследования:

  1. Обосновать с позиции церковного учения нравственно-патриотическое направление воспитания подрастающего поколения.
  2. Показать необходимость церковно-государственного подхода к решению проблем воспитания детей в современном обществе.
  3. Разработать программу типового "Детского нравственно-патриотического центра благочиния".
  4. Рассмотреть и обосновать возможность работы в рамках центра не только с детьми, но и со взрослыми.
  5. Обобщить и изучить опыт существующей детской организации на уровне благочиния "Нравственно-патриотического объединения во имя благоверного князя Дмитрия Донского".
  6. Спрогнозировать ожидаемые результаты деятельности типового "Детского нравственно-патриотического центра благочиния" в отношении к Церкви и государству, ребёнку и семье.

Для решения поставленных задач, в процессе подготовки и непосредственно написания дипломной работы, я использовал несколько методов научного познания. Для обоснования нравственно-патриотического направления деятельности и церковно-государственного подхода, а так же изучения возможности работы с детьми и взрослыми, были использованы два взаимосвязанных общенаучных метода анализа и синтеза, применяемых на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. В ходе изучения и обобщения опыта деятельности "Нравственно-патриотического объединения во имя благоверного князя Дмитрия Донского" посёлка Красная Горбатка Селивановского района Владимирской епархии и других детских и молодёжных организаций был использован общенаучный метод эмпирического познания - научное наблюдение. Результатом научного наблюдения стало детальное описание существующего Объединения во имя благоверного князя Дмитрия. По благословению епархиального архиерея я руковожу данной организацией уже 8 лет, и в ходе создания и поиска форм работы был использован научный метод - эксперимент. Для разработки программы типового "Детского нравственно-патриотического центра благочиния" и прогнозирования ожидаемых результатов деятельности мною был использован проектный метод, являющийся частнонаучным. Он позволил спроектировать типовую детскую организацию, основываясь на ранее проделанной работе по научному обоснованию такой формы и изучению практического опыта подобных центров.

Всякая работа приносит результаты: положительные или отрицательные. Конечно, эти результаты должны быть полезными, чтобы развивать, улучшать и обновлять. Итогом моей дипломной работы стало: нахождение новой формы работы с детьми, молодёжью и взрослыми, содержание которой удовлетворяет нуждам и запросам Церкви, государства, семьи и самой развивающейся личности, то есть всего общества; её обоснование, детальное исследование и разработка, для успешного внедрения в любом благочинии нашей Русской Православной Церкви. Также полученные результаты показали, что центр нравственно-патриотического воспитания и духовного образования с одной стороны и воскресная школа с другой стороны, дополняют друг друга. В данный момент ведётся серьёзная работа на уровне Священного Синода и Правительства РФ по созданию центров духовно-нравственной культуры: местных, региональных и федерального. Считаю, что результаты моей дипломной работы могут быть использованы при разработке таких центров на местном уровне, это малые города и районные центры.

Обзор литературы.

Основными источниками при работе над дипломной работой для меня были: Священное Писание, "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", учения святых Отцов, материалы церковно-государственных конференций, законодательные акты, педагогические разработки, печатные газетные издания и Интернет-ресурсы.

В первой главе основной части при изучении вопроса нравственного воспитания, я использовал избранные места из творений святых Отцов и Учителей Церкви, собранных в известной книге "Христианская жизнь по Добротолюбию", проповеди святых Отцов Церкви и современных проповедников. Рассмотрел по данному вопросу труды святителя Иоанна Златоустого, Архиепископа Константинопольского, святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадского и преподобного Иоанна Лествичника, Архиепископа Харьковского Амвросия (Ключарева). При изучении этого направления воспитательного процесса я пользовался великолепным трудом К. Е. Скурата "Золотой век святоотеческой письменности", а при изучении позиции Православной Церкви к патриотическому воспитанию его книгой "История Поместных Православных Церквей".

Отношение в нашей Церкви к патриотизму не столь однозначно, как в случае с нравственностью. Мною за основу было взято положение "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви". Хорошие материалы есть в трудах Высокопреосвященнейшего Иоанна, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и у протоиерея В. Зеньковского. Некоторые мысли в этой области я нашёл у святителя Иоанна Златоустого. Также, я привёл мнения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Митрополита Кирилла, Смоленского и Калининградского, выдержки из материалов конференций и круглых столов на тему, рассматривающую необходимость и актуальность патриотического воспитания.

Дипломная работа изучает направления воспитания детей, поэтому я использовал и труды по педагогике протоиерея Е. Шестунова, протоиерея В. В. Зеньковского, Л. В. Суровой, В. Абраменковой, Р. Янушкявичюса и О. Янушкявичене.

Мною были использованы данные социологических опросов, государственные программы духовно-нравственного и патриотического воспитания, документы и выступления представителей церковной и государственной власти.

При создании программы для типового центра в III главе основной части я использовал разработки в этом направлении Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Московского института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, современную церковную литературу, обосновывающую возможность преподавания различных секций и кружков.

Структура дипломной работы.

Оглавление содержит информацию о частях дипломной работы и номерах страниц, на которых находятся основные разделы.

Введение содержит научный аппарат, включающий в себя актуальность исследования, обзор подобных исследований, предмет или проблему, которую необходимо изучить, задачи, стоящие перед исследователем, методы, с помощью которых я проводил всю работу. Намечены результаты, которых нужно достичь в ходе дипломной работы, и указана их значимость. Также составлен обзор использованной мною литературы.

Основная часть содержит три главы. В первой научной главе проведён анализ учения Православной Церкви и государственного подхода по вопросам нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Выяснена необходимость нравственного воспитания и начального (элементарного) духовного образования детей. Сделан вывод не только о возможности патриотического воспитания, но и об его обязательности в современных условиях, чтобы избежать негативных последствий искажения этого понятия. В ходе исследования использовались данные социологического опроса, которые и приведены в этой главе. Также обоснован церковно-государственный подход в сфере духовного, нравственного, культурного и патриотического воспитания, для достижения максимальных результатов. В конце главы приведены выводы.

Во второй главе рассмотрен и обобщен практический опыт деятельности "Нравственно-патриотического объединения во имя благоверного князя Дмитрия Донского" посёлка Красная Горбатка Селивановского района Владимирской епархии. В этой части изучены цели и задачи организации, структура, учебный процесс, преподавательский состав и рассмотрена внешняя деятельность. В конце главы сделан вывод, касающийся не только самого этого объединения, но и позволяющий представить структуру типового центра благочиния, направления деятельности, трудности, которые возникают в процессе создания и работы, а так же увидеть перспективы и результаты.

В третьей главе разработан проект программы создания и существования типового "Детского нравственно-патриотического центр благочиния". Этот проект содержит: обоснование, цели и задачи, структуру организации, направление её деятельности, пути финансирования и ожидаемые результаты. В этой главе тоже приведены результаты социологического опроса.

Заключение. В этой части сделаны выводы по всей проделанной работе. Показана научная новизна исследований, теоретическая значимость и практическая ценность дипломной работы.

В Приложении приведены таблицы структур: существующего "Нравственно-патриотического объединения во имя благоверного князя Дмитрия Донского" и предлагаемого для внедрения типового "Детского нравственно-патриотического центр благочиния". Также приведены программы, успешно апробированные в Объединении Дмитрия Донского и другие методические и педагогические документы.

Библиографический список содержит перечень книг, использованных мною при работе.

Скачать zip-архив, 159 кб

В начало страницы

На главную страницу Написать письмо Карта сайта

НАУЧНАЯ РАБОТА:

Отчет о работе НПО 2006 г.

Отчет о летнем лагере 2006 г.

Отчет о работе летнего лагеря 2007, 1 смена

Отчет о работе летнего лагеря 2007, 2 смена

Курс "Древнерусская живопись"

Программа кружка "Историческое краеведение"

Отношение христианства к греческой философии по воззрениям апологетов II века

Вокально-хоровое исполнительство как путь духовно-нравственного воспитания детей в воскресной школе

РЕФЕРАТ "Из истории храма Преображения Господня на погосте Спас-Железино"

Понимание Церкви протестантскими сектами

Детский нравственно-патриотический центр благочиния

     
Hosted by uCoz